Конспект занятия для старшей группы. Зимующие птицы. Зимующие и перелетные птицы – картинки с названиями для детей

Конспект занятия «птицы зимой». старшая группа – Детский Сад

Конспект занятия для старшей группы. Зимующие птицы. Зимующие и перелетные птицы – картинки с названиями для детей

19.10.2018

Конспект занятия в старшей группе на тему

«Птицы зимой».

Цель:

уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах

Задачи:

«Познавательное развитие»:

— систематизировать представление детей о птицах, учить различать перелетных и зимующих птиц.

«Речевое развитие»

— развивать диалогическую и монологическую речь детей

«Социально-коммуникативное развитие»

развивать коммуникативные навыки детей, навыки самооценки и навыки самоконтроля.

Предварительная работа: чтение сказки В.Бианки «Синичкин календарь», знакомство с понятием «зимующие», «перелетные», наблюдение за птицами, рассматривание картин о птицах.

Материал: Мяч, картинки с изображением зимующих и перелётных птиц; круги разного цвета для классификации птиц; конверты к игре «Четвёртый лишний».

Ход организованной образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам загадаю загадку и вы, отгадав ее, узнаете, о ком мы будем говорить сегодня на занятии.

Снится ночью пауку

Чудо- юдо на суку:

Длинный клюв

И два крыла.

Прилетит — плохи дела!

А кого паук боится?

Угадали? Это – птица.

Воспитатель: Дети, поднимите руку, кто из вас знает много птиц? Пожалуй, стоит вас проверить. Для начала я предлагаю вам встать в хоровод, и, передавая мяч друг другу, назвать птиц, которых вызнаете.

«Ну-ка дружно, веселей в хоровод вставай скорей!»

— Во время игры необходимо соблюдать правила: выслушивать ответы, не перебивая друг друга и не повторять два раза одно и то же.

Воспитатель: Ребята, каких птиц вы знаете?

Дети: называют, передавая мяч по кругу (голубь, воробей, синица, ворона, сорока, ласточка, снегирь, лебедь и т.д.)

Воспитатель: Скажите, где мы видим этих птиц? Дети: в городе, на улице, на воде, в лесу.

Воспитатель: А всех ли птиц, которых вы назвали, мы можем увидеть сейчас?

Дети: Нет, не всех птиц мы можем увидеть сейчас.

Воспитатель: Как мы называем птиц, которые остаются у нас зимовать? Дети: зимующие

Воспитатель: Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму?

Дети: перелётные

Воспитатель: Как выдумаете, почему перелётные птицы улетают от нас на зиму?

Дети: боятся морозов, нечем питаться, не умеют делать себе запасы корма, добывать его в зимних условиях.

Воспитатель: А почему зимующие птицы круглый год живут у нас?

Дети: эти птицы не боятся морозов, добывают себе еду даже в самые холодные зимы, отыскивают насекомых, которые спрятались в трещины коры деревьев, съедают семена из шишек

Воспитатель: Где птицам легче в это время года найти корм?

Дети: в кормушках, на деревьях ягоды

Воспитатель: Какой корм можно предложить?

Источник:

Конспект НОД «Зимующие птицы»

: 11:00:56 22-01-2017

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 «Зимующие птицы»

( для детей старшего дошкольного возраста)

Цель: Расширение и обобщение  знаний о зимующих птицах,  их особенностях. Формирование  бережного отношения к птицам, желание помогать в трудное для них время.

Задачи:

Уточнять и расширять знание детей о зимующих птицах. Формировать обобщающее понятие «зимующие птицы».  Развивать умение составлять описательные рассказы по мнемосхеме о зимующих птицах.  Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой. 

Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им зимой.

 Совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;
Воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему.

Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, картинки с изображением корма для птиц, мнемосхема; магнитная доска. 

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Организационный момент: 

— Ребята какое сейчас время года? (зима)  — Какие зимние месяцы вы знаете? 

(декабрь, январь, февраль), хором повторите пожалуйста. А сейчас я вам загадаю загадку и вы поймёте о чем мы сегодня будем говорить.

Различаемся мы цветом, Встретишь нас зимой и летом, Если крыльями взмахнем, Будем в небе голубом Каркать, петь и ворковать. Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите.             (птицы) 

Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить о  зимующих  птицах. Мы будем отгадывать загадки про них,  слушать их голоса, вспомним, чем они питаются, а также научимся рассказывать про птиц.

— А сейчас вспомним названия зимующих птиц.

(Воспитатель загадывает детям загадки. По мере называния птиц на экране выставляет соответствующую картинку).  Найдешь ее в своем дворе, Она на радость детворе, Ты обижать ее не смей,

Эта птичка…(воробей)

Спинкою зеленовата  Животиком желтовата,  Черненькая шапочка  И полоска шарфика. (Синица)  В красной шапке ходит он  Дуб долбит как долотом. (Дятел)  Зимой на ветках яблони! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (снегири). 

Окраской – серовата,  Повадкой – воровата,  Крикунья хриповатая –  Известная персона  Кто она? (Ворона)  Непоседа пестрая  Птица длиннохвостая,  Птица говорливая, 

Самая болтливая. (Сорока) 

Посмотрите на балкон: Он с утра воркует тут. Эта птица — почтальон, Пролетит любой маршрут. (Голубь.)  Днем слепая, ночью зряча.  Мышей ловит, а не кот. (Сова) 

Воспитатель: Скажите, какие это птицы? 

Дети: Зимующие. 
Воспитатель:  Правильно, зимующие. А как вы думаете, почему они так называются – зимующие?    (ответы детей).

 Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края? 
Дети: Потому что они могут найти себе корм. 
Воспитатель: А чем питаются птицы зимой? 
Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.

 
Воспитатель: А хватает ли птицами пищи зимой? 
Дети: Нет, не хватает. 
Воспитатель: Почему не хватает? 
Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.

 
Воспитатель: А чем мы можем помочь птицам? 
Дети: Мы можем их подкармливать. 

Основная часть: ( подходим к столам)

На столе разложены разрезные картинки с изображением птиц.
Воспитатель: Дети подойдите к столам и каждый возьмите себе  по  картинке.

А теперь посмотрите картинки друг у друга и найдите часть от своей картинки, а затем  встаньте в пару  те, у кого получится изображение птицы.
Воспитатель: Назовите птиц, которых вы собрали (ответы детей).

Воспитатель: А одним словом, как назвать этих птиц?  (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, зимующие. А сейчас садитесь за столы.

Рассказ воспитателя о птицах:

— Ребята, среда обитания птиц – это воздух. Но они живут и на земле. Гнезда птицы вьют всегда или на земле, или на деревьях. Птицы, в отличие от животных, покрыты перьями. И поэтому их называют пернатые. Одни птицы с наступлением холодов улетают в теплые края, их называют перелетными. Те птицы, которые остаются с нами зимовать называются зимующими.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Воспитатель: Дети, посмотрите, у вас есть наборы картинок с изображением разных птиц. Вам нужно  выбрать, зимующих птиц. Не забывайте, что вы вместе  в паре выполняете задание. ( Дети выполняют задание. Затем проверяем правильность задания, дети называют выбранную птицу.)  ??

Воспитатель: А  сейчас  мы с вами будем учиться составлять рассказ про птиц.

 Послушайте внимательно, как надо представить птичку, чтобы мы ее узнали?

Сначала надо сказать какая птичка большая или маленькая, какой у нее клюв, какие лапки, перья, где живет, что ест, как передвигается, какой у нее нрав: веселая или певунья.

Но чтобы рассказ получился связным надо рассказывать все по порядку.

Назвать птицу, чтобы не забыть об этом закрепим карточку без изображения, потому что каждый из вас назовет свою птичку.

Воспитатель: Послушайте, я вам расскажу про птицу  клест. ( воспитатель дает образец рассказа про птицу)

Затем дети рассказывают каждая пара про свою птицу.

Физкультминутка

Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)

Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.

)Вот присела на минутку, (Присели.)Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)И с дорожки – на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)

Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.

)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)

Воспитатель:  Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду.

Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью.

И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года? 

— Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм. Но еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза.

Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб.

Клёст очень любит еловые и сосновые шишки.

Воспитатель: а сейчас мы с вами поиграем  в игру в игру «Птички на кормушках» . Слушайте внимательно, какие птицы прилетят на нашу кормушку и подумайте чем вы их угостите.

На магнитной доске  находятся изображения кормушки, птиц и корма.

  1. В понедельник мы положили в кормушки крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это?

Пара, у которой есть  птица, изображающую воробья, выставляет ее на кормушке. Остальные дети проверяют правильность ответа.

  1. 2. Во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали. Кто это?

Дети  выставляют картинку птички-синички на кормушке.

  1. В среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели нахохлившись и клевали ягоды рябины. Кто это?

Вызванный ребенок выбирает картинку с изображением снегиря и выставляет на кормушке.

  1. В четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто. Бывают белые, серые, черные, с синим отливом. Птицы съели крошки и семечки. Кто обедал на кормушке в четверг?

Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие).

Ребята, в детском саду мы с вами ходим на прогулку. На нашем участке мы повесили кормушку и насыпаем в неё корм. Может быть, за зиму мы спасём не одну птицу. А летом птицы помогут нам, они будут поедать насекомых-вредителей и продолжать охранять сады, парки.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Источник:

Конспект зимнего занятия по развитию речи и развитию мелкой моторики «Птицы зимой»

Задачи:
Обучающие:
закреплять умение узнавать зимующих птиц по внешнему виду; -обогащать словарь по теме; — развивать речевую активность;

— учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, существительные в родительном падеже.

Развивающие— развивать общую и мелкую моторику.

Воспитательные— прививать детям любовь к живой природе и желание помочь птицам зимой.

Материал и оборудование
: кормушка, птицы(игрушки), елки, разрезные картинки с изображением кормушки , сухие ягоды и семечки, стол с песком.

Предварительная работа: наблюдения во время прогулки за птицами, кормление птиц, рассматривание картинок с изображением птиц, чтение и заучивание стихов, подвижные игры.

Ход занятия: -Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. От этого у меня очень хорошее настроение и я хочу поделиться с вами моим настроением. Давайте возьмем друг друга за руки.

Чувствуете как тепло стало? Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Молодцы! — Ребята, а какое сейчас время года ? (ответы детей) — На улице тепло или холодно? (ответы детей) — Сейчас мы с вами отправимся в зимний лес.

Вы сказали, что на улице холодно и нам надо одеться потеплее. Что мы одеваем зимой? (ответы детей)

— Правильно, давайте оденемся.

Игра «Пошли на прогулку». «Обуваем ножки в новые сапожки. Шапку на головку мы завяжем ловко, На руки перчатки- В добрый путь ребятки. Шагают наши ножки По ровненькой дорожке.

Топ-топ, топ-топ и попали мы в лесок.»

(звучит аудиозапись «Зимняя вьюга») -Ребята, что это такое? (ответы детей)

-Это вьюга. Зимой мы прячемся от ветра и вьюги дома, а маленькие птички остаются на улице. Каких птичек мы видели с вами на улице во время прогулки? (ответы детей)

-Жалко вам птичек? (ответы детей)
-Поможем им перезимовать? Как помочь птичкам? (ответы детей)

-Ребята , вьюга принесла нам картинки, но посмотрите они не целые. Давайте их соберем. И картинки подскажут нам, как помочь птичкам.
(дети собирают разрезные картинки, звучит аудиозапись Вивальди «Зима»)

— Молодцы, ребята! Вы постарались и теперь мы знаем, что птичек зимой надо подкармливать. Зимой для них очень мало корма, нет мошек и червячков. Я сделала для птиц кормушку.

Источник: https://detsadd.ru/idei/konspekt-zanyatiya-ptitsy-zimoj-starshaya-gruppa.html

Занятие по теме «Зимующие птицы» для детей 5-6 лет

Конспект занятия для старшей группы. Зимующие птицы. Зимующие и перелетные птицы – картинки с названиями для детей

Программные задачи: расширить представления детей о птицах; воспитывать нравственное, познавательное отношение к природе, заботливое отношение к птицам.

Материал и оборудование: аудиозаписи (пьеса «Январь» из цикла П.

Чайковского «Времена года», голоса и пение птиц), карточки с изображением перелётных (ласточка, соловей, аист, грач) и зимующих (ворона, сорока, дятел, синица, голубь) птиц, 2 мольберта, наклейки на мольберты (солнышко, снежинка), кокошники с изображениями дятла, снегиря, синицы, сороки, разрезанные карточки с изображением водоплавающих птиц, растительное масло; листы бумаги формата А5, кисточки по количеству детей, ёмкость с водой.

Ход занятия

Звучит пьеса «Январь» из цикла П. Чайковского «Времена года». Воспитатель под музыку читает детям стихотворение С. Маршака «Зима»:

Воспитатель (В.). О какой поре года говорится в стихотворении? (Ответы детей.) Что зима принесла с собой? (Ответы детей.) Говорят, что зима бывает разная: то она радостная, то сварливая или даже злая. Как вы думаете, какими природными явлениями зима выражает свою радость? (Ответы детей.) А злость? (Ответы детей.)

Воспитатель зачитывает небольшой отрывок из рассказа К. Ушинского «Проказы старухи зимы».

В. О ком шла речь в этом отрывке? (О птицах.) Как ведут себя птицы с приходом зимы? (Некоторые птицы улетели в тёплые страны.)

У тех птиц, что остались, есть свои секреты, как пережить зиму. Предлагаю вам отправиться в парк и посмотреть, как живут птицы зимой. На чём мы отправимся? (Дети предлагают свои варианты.) Давайте отправимся на лыжах. (Имитируют движения по кругу под музыку.)

В парке много птиц. Как они называются? (Зимующие.) Каких зимующих птиц вы знаете? (Дети перечисляют.) Как называются птицы, которые улетели в тёплые края? (Перелётные.) Назовите перелётных птиц. (Ответы детей.)

Игра «Птицы»

Дети делятся на две команды — команда девочек и команда мальчиков, считалочкой выбирают капитанов. Звучит музыка П. Чайковского «Времена года», дети выполняют задание: девочки выбирают карточки с изображением перелётных птиц и ставят на мольберт, обозначенный солнышком, а мальчики размещают на мольберт, обозначенный снежинкой, карточки с изображением зимующих птиц.

В. Сейчас капитаны проверят правильность выполнения задания.

Звучит аудиозапись с голосами птиц. Детям одевают кокошники с изображениями дятла, снегиря, синицы. «Птицы» рассказывают о себе.

1-й ребёнок.

Я в берете ярко-красном,

В серой курточке атласной,

Я деревьям всем приятель,

А зовут меня все… (дятел).

2-й ребёнок.

Красногрудый, чернокрылый,

Люблю зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Прилетаю к вам опять. (Снегирь.)

3-й ребёнок.

Непоседа-невеличка

Желтогрудая птичка,

Ем я сало и пшеничку,

А зовут меня… (синичка).

Н. Губская

В. Как назвать смелых птиц, которые не улетают от нас зимой? (Зимующие.) Чего больше всего боятся птицы в зимнюю пору? (Ответы детей.) Самое страшное для птиц не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под пёрышками, а голод. Как вы думаете, где они добывают себе корм зимой? (Ответы детей.)

Игра «Чем угостим» (с мячом)

Воробья — крошками.

Синицу — салом.

Голубя — пшеном.

Свиристель — семечками.

Ворону — хлебной коркой и т.д.

Влетает «сорока» (девочка в кокошнике), сообщает: «Новости, новости! Вам письмо!» Отдаёт его воспитателю. В конверте разрезанные карточки с изображениями водоплавающих птиц: утка, гусь, лебедь.

В. Кто это? Не пойму. Давайте подойдём к столам и попробуем сложить карточки.

Дети подходят к своим столам и собирают разрезанные карточки с изображением водоплавающих птиц.

В. Какие птицы у вас получились? (Водоплавающие.) Чем отличаются эти птицы? (Ответы детей.) Знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике хвостовой части.)

Проведение опыта

В. Давайте проверим. Возьмите лист бумаги, сложите его пополам. Одну часть намажьте растительным маслом, другую — оставьте как есть. На обе части листа капните водой. Что вы обнаружили? (Вода скатывается по поверхности листа, смазанного маслом, а несмазанная часть впитала воду и бумага размокла.)

Вывод: жир отталкивает воду.

В. Ребята, пришла пора возвращаться в детский сад.

Дети на «лыжах» под музыку возвращаются в детский сад.

В. Ребята, вам понравилась прогулка по парку? (Да.) Каких птиц вы там повстречали? (Ответы детей.) Как их можно назвать одним словом? (Зимующие.)

Ребята, птицы — наши друзья! Берегите их.

Звучит аудиозапись пения птиц.

Н. Черницкая,
воспитатель высшей категории

Источник: https://vscolu.ru/mir_vokrug/zanyatie-po-teme-zimuyushhie-pticy-v-starshej-gruppe-5-6-let.html

Лэпбуки Зимующие и перелётные птицы для дошкольников: как сделать своими руками с помощью шаблонов

Конспект занятия для старшей группы. Зимующие птицы. Зимующие и перелетные птицы – картинки с названиями для детей

В дошкольном возрасте у детей формируются начала экологической культуры. И задача родителей и педагогов ДОУ — разбудить и поддерживать в малышах интерес к живой природе, стремление беречь окружающий мир. Птицы — существа, которые окружают на всё время, принося пользу и радость.

Одни из них с наступлением холодов улетают в тёплые края, другие же остаются зимовать. Различные аспекты темы «Зимующие и перелётные птицы» можно отразить для дошкольников в соответствующем лэпбуке.

В каком возрасте его целесообразно предлагать детям? Как интересно оформить пособие?

Конечно, с общим понятием «Птицы» дошкольники знакомятся ещё в раннем возрасте: уже в ясельной группе проводятся познавательные занятия на эту тему. В младшей группе знания детей расширяются: они узнают, что птицы бывают домашние и дикие, учатся воспроизводить некоторые птичьи голоса.

Однако лэпбук по теме «Зимующие и перелётные птицы» ребятам целесообразно предлагать начиная со средней группы.

В этом возрасте дети узнают, что разные птицы по-разному приспособлены к жизни в холодный период: одни с наступлением холодом улетают в тёплые края, чтобы потом вернуться весной, другие же проводят зиму на родине, некоторые — вблизи жилища человека.

Лэпбук позволит закрепить эти сведения, а также сосредоточит внимание дошкольников на различных аспектах темы (например, какой корм люди могут предложить пернатым, любопытные сведения об отдельных птицах и пр.).

Важно, что данное пособие будет актуально детям именно в зимний период, когда с приходом холодов у дошкольников будут возникать вопросы о птицах. Ведь мы же не предлагаем, например, осенью лэпбук на тему «Весна» или «Лето».

Информационное наполнение лэпбука будет примерно следующим:

  1. «Угадай птицу» (или «Кто прилетел?»). Это карточки с изображением птиц. С их помощью дети запоминают их внешний вид, характерные признаки.

    Прежде всего ребята должны внешне узнавать различных птиц

  2. Общее строение птицы (большая карточка-схема для закрепления имеющихся у дошкольников знаний).

    Поскольку все птицы имеют схожее строение, нужно дать детям такую наглядную информацию

  3. Интересные сведения о зимующих и перелётных птицах (можно давать их на обороте карточек с изображением птиц или на отдельных карточках, если информация общая). Такая информацию лучше предлагать старшим дошкольникам.

    Информацию можно дать на обороте карточек с фотографиями птиц

  4. «Как помочь птицам зимой» (сюжетные картинки). По ним можно проводить работу по развитию речи — составление рассказов по картинке.

    Сюжетные картинки — хороший материал для работы по развитию речи

  5. Стихи о птицах.

    Стихи должны быть не очень длинными и непосредственно связанными с темой зимования птиц или, наоборот, про то, как пернатые улетают на зиму

  6. Загадки.

    Дети всегда любят отгадывать загадки, особенно рифмованные

  7. Скороговорки про птиц.
  8. Дидактические игры: «Птичья столовая», «Парочки» (из множества картинок нужно выбрать пары, изображающие одну и ту же птицу в разных ракурсах), «Чей хвост?», «Узнай птицу по силуэту», «Четвёртый лишний» (среди зимующий птиц нужно найти одну перелётную и наоборот), «Чей клюв».

    По теме птиц можно придумать различные дидактические игры, например, с заданием найти для каждой птички хвостик или определить птицу по её тени

  9. Пазлы, разрезные картинки.

    В зависимости от возраста детей число элементов в картинке будет разным

  10. Лото (здесь также можно использовать силуэтные изображения, чтобы усложнить детям задание).

    На общих карточках изображение птиц пусть будет силуэтным — это усложнит игру

  11. Раскраски. В средней группе можно разместить картинки для раскрашивания с образцами.

    Для воспитанников средней группы раскраски могут сопровождаться цветными образцами

  12. Корм для птиц (можно в виде карточек).

    Лучше всего виды корма представить в виде небольших карточек

  13. Перья птиц. Конечно, достать много перьев зимующих и перелётных птиц будет проблематично, но даже несколько экземпляров наверняка вызовут у детей большой интерес.

    Ребятам будет очень интересно потрогать пёрышки, рассматривать их

  14. Лабиринты, например, «Найди клювы птичек».

    Интересное задание для старших дошкольников — лабиринт, где для каждой птички нужно отыскать её клюв

  15. Фото самих дошкольников, на которых они помогают птицам (насыпают семечки в кормушку), фотовыставка кормушек, изготовленных родителями.

    Дошкольникам всегда интересно рассматривать свои фотографии

  16. Кроссворды по теме (вариант для подготовительной группы).

    Предлагать кроссворд целесообразно в подготовительной группе

  1. Зимующие птицы летают зимой гораздо меньше, чем весной и летом. Дело в том, что при низкой температуре они мёрзнут в полёте.Поэтому для пернатых оптимальная поза — сидеть нахохлившись. Часто птички чтобы согреться, стоят на одной ноге.
  2. Клёст, одна из зимующих птиц, именно зимой выводит птенцов.
  3. Если зимой птица будет голодать более одного дня, то, скорее всего, погибнет. Вот почему так важно подкармливать пернатых.
  4. Воробей видит всё в розовом цвете за счёт особого строения сетчатки глаз.
  5. Есть птицы, которые особенно зависят от людей зимой. Это голуби и воробьи.
  6. Многие сороки зимой начинают включать в рацион мелких грызунов.
  7. Любимая пища снегирей — рябина, но не мякоть, а косточки ягод.
  8. Есть крохотная зимующая птичка — чечётка, которая обитает в основном на берёзах. Её размер составляет всего лишь 5 см.
  9. Зимующая птичка поползень готовится к холодам заранее, запасаясь едой. В её гнезде можно найти до 2 кг пропитания.
  1. В процессе полёта перелётные птицы не сбиваются с пути, потому что ориентируются по магнитному полю Земли, солнцу и звёздам (прямо как древние мореплаватели).
  2. Иногда перелётной является только часть одного вида птиц. Например, при наступлении холодов голубые сойки частично улетают в тёплые края, но некоторые особи остаются зимовать.
  3. Обычно обратная дорога у перелётных птиц занимает меньше времени (они летят намного быстрее). Причину этого учёные до конца не выяснили, очевидно, пернатым хочется скорее вернуться на родину.
  4. Перед дальней дорогой многие птицы отъедаются, набирая вес. Жировые запасы они будут расходовать во время полёта, поскольку им некогда отвлекаться на еду.
  5. В средней полосе нашей страны первыми с тёплых краёв возвращаются грачи, их полёт традиционно знаменует наступление весны.
  6. Очень высоко при миграции поднимаются гуси. Они были замечены даже на высоте 9,1 км. Эти птицы могут перелететь даже Гималаи, самый высокий горный хребет.
  7. Одни перелётные птицы летят только днём, другие — лишь ночью, третьи проводят в полёте круглые сутки, изредка отдыхая.
  8. Большинство пернатых совершают миграцию в стае, однако есть и одиночки.
  • А. Яшин, Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна — И не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их — не счесть, Видеть тяжело А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. , Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлосьНам встречать весну.
  • А. Чепуров, Трудно птицам зимовать, Надо птицам помогать! Распилить я попросил Досочку еловую, Вместе с папой смастерил Птичкину столовую.
  • Т. Зайцева Улетели птичьи стаи, Лес в сугробах до ветвей. Вот тогда мы и дождались Наших северных гостей. Зимний лес не спит, а дремлет, Серебром окутан весь. Не покинув эту землю,Много птиц осталось здесь.
  • Э. Чумичева, Всюду иней серебрится, Ветка каждая блестит. Скачет, прыгает синица И на месте не сидит: Как бы перья синиеНе покрылись инеем.
  • А. Барто, «Снегирь» , Побелело за окошком: Всё в снегу. Какая ширь! Как румяная матрёшка – На крыльце живой снегирь. Снегиря в окно увидишь: Здравствуй милый зимний гость! На крыльцо скорее выйди,Брось им спелых зёрен горсть.

Перелётные:

  • Ты его узнаешь сразу: Черноклювый, черноглазый, Он за плугом важно ходит, Червяков, жуков находит. (Грач)
  • На шесте дворец. Во дворце — певец. А зовут его… (Скворец)
  • Не ворона, не синица, — Как зовётся эта птица? Примостилась на суку — раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка)
  • Угадайте, что за птичка — Тёмненькая невеличка? Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
  • Так важно она по болоту шагает! И живность болотная прочь убегает. Ведь если лягушка укрыться не сможет, То этой лягушке никто не поможет. (Цапля)
  • Кто без ног и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? … (Соловей)
  • Шипит, гогочет, Ущипнуть меня хочет, Я иду, боюсь, Кто это… (Гусь)

Зимующие:

  • Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это. (Снегири)
  • Не дровосек, не плотник, А первый в лесу работник. Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой— Всё равно он будет мой! (Дятел)
  • В тёплый край не улетают, На морозе распевают, Эти птички-невеличкиНазываются … (Синички)
  • Белобокая красотка Балаболит, как трещотка. Все блестяшки издалёкаТащит в гнёздышко (Сорока)
  • В серой шубке перовой Окраской — сероватая, Повадкой — вороватая. Крикунья хрипловатая Известная персона. Кто она? (Ворона)
  • Найдёшь её в своём дворе, Она на радость детворе. Ты обижать её не смей! Эта птичка -. (Воробей)

Поскольку иногда детям трудно отгадывать загадки про некоторых птиц (если у них нет ярких признаков), то лучше предлагать рифмованные загадки, когда необходимо угадать по созвучию последнее слово (название птицы).

Подборка скороговорок про птиц

  • Дятел лечит древний дуб, Добрый дятел дубу люб.
  • Зрелые гроздья рябины рдели, дразня чёрных горластых дроздов.
  • Купили цапле глазные капли. Капли цапля капала и не плакала.
  • Клёст клювом клюёт, а клюв крест-накрест.
  • Отчаянно очень В начале причала Нам чайка о чём-тоПечально кричала.

Особенности оформления лэпбука о птицах

Педагогу или родителям нужно творчески отнестись к оформлению лэпбука, чтобы он вызывал интерес у детей. Название пособия, скорее всего, будет однозначным – «Зимующие и перелётные птицы», поскольку тема этой интерактивной книги-папки довольно конкретная.

Обложка лэпбука должна отражать его тематику, то есть изображать два вида птиц.

На обложку можно поместить два вида птиц, словно противопоставляя их

Можно оформить обложку с помощью аппликации, это всегда смотрится оригинально.

Можно эфффектно оформить обложку с помощью аппликации, выбрав для этого подходящий контрастный фон

Что касается внутреннего оформления пособия, то можно предложить такие интересные идеи:

  • Выдвижные ленты. Детям очень нравится раскладывать и рассматривать этот элемент. К тому же он хорошо экономит пространство лэпбука.Такая лента может быть очень длинной, на обратной стороне можно разместить загадки или стиихи про птиц
  • Книжки-малыши. Их можно сделать необычной формы, например, в виде полукруга. Там размещается краткая информация, например, загадки или пословицы.Дошкольникам нравится разглядывать книжки-малышки
  • Необычные конверты. Например, они могут раскрываться по типу лепестков цветка. В них можно поместить, например, изображение корма для птиц. Ещё одна интересная идея — сделать конверт в виде заборчика или завязать его на бантик ленточкой.Конверты необязательно должны иметь стандартную форму — педагогу или родителям нужно здесь проявить фантазию
  • Разрезные картинки можно оформить в виде полосок с номерами внизу. Так ребята повторят счёт (до 5 — в средней группе, до 10 — в старшей, до 20 — в подготовительной).Собирая картинки, дети повторят счёт

Фотогалерея: готовые развороты лэпбуков

Пространство лэпбука максимально заполнено, картинки очень красочные В данный лэпбук включена информация о Красной книге Ростовской области В лэпбуке много интересно оформленных элементво (картинки с птицами в виде снежинок, загадки и стихи, расположенные по типу перекидного календаря, и пр.) Оригинальность пособию придаёт аппликация в виде ветки дерева и прошивка из чёрных ниток по сгибам папки

: лэпбук «Птицы», которые делали мама с ребёнком

Данный лэпбук, конечно, предназначен для младшего дошкольника, но оттуда можно взять на вооружение интересные идеи по оформлению, например, открывающиеся домики-скворечники, в которых живут птички, или вязаные гусеницы (корм для птиц).

обзор лэпбука «Птицы»

Интересный элемент — у голубя (он демонстрирует строение птицы) отгибается крылышко, получается эффект объёма.

Как использовать лэпбук в работе с дошкольниками

Лэпбук предоставляет массу возможностей для работы с дошкольниками. Заниматься с ним можно с коллективом детей: использовать на познавательных занятиях, для развития детской речи) работа со стихами, загадками, скороговорками).

В свободное время лэпбук является незаменимым средством для индивидуальной работы. Дети могут играть в дидактические игры, в том числе лото (в этом случае игроков будет несколько), разгадывать кроссворды, проходить лабиринты, собирать пазлы, раскрашивать изображения птиц.

Ребятам нравится в свободное время рассматривать лэпбук, заглядывать в конвертики, листать книжечки и пр

Как и любой лэпбук, пособие «Зимующие и перелётные птицы» можно использовать и дома (это особенно актуально для родителей, дети которых не посещают детский сад). В этом случае ребёнка нужно обязательно привлекать к процессу изготовления пособия.

В наше время, когда вопросы экологии принимают особую значимость, становятся особо актуальные пособия на тему живой природы, бережного к ней отношения.

Поэтому воспитателю или родителям будет полезно найти время и смастерить для дошкольников рукотворное пособие — лэпбук «Зимующие и перелётные птицы». Сюда можно включить много полезной и интересной информации.

Главное — подойти к работе творчески, взяв на вооружение оригинальные идеи оформления.

Источник: https://melkie.net/podborki/lepbuk-zimuyushchie-pticy.html

Проект «Зимующие птицы» – Описание проекта и сценарий

Конспект занятия для старшей группы. Зимующие птицы. Зимующие и перелетные птицы – картинки с названиями для детей

Проект «Зимующие птицы» знакомит детей с видами птиц, зимующих на просторах нашей Родины.

 Демонстрация Word(*.docx) Демонстрация PowerPoint 97 — 2003 (*.pps)

Тип проекта: информационно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: краткосрочный.

Возраст детей-участников: 5-6 лет.

Участники: педагог, дети и родители группы.

Актуальность:

В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 22 опрошенных воспитанников меньше половины группы (10 детей) узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц, каждый третий (8 детей) смог узнать и уверенно назвать 6 птиц, а каждый восьмой (4 детей) смог вспомнить и назвать только 4 птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.

Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.

Задачи:

1.Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

2.Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.

3.Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Подготовительный этап

— Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

— Анкетирование родителей.

— Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.

— Подбор необходимой литературы по данной теме.

Основной этап.

Взаимодействие с детьми.

1 неделя.

Задача: закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.

Понедельник —беседа«Что ты знаешь о птицах?»

Вторник —дидактические игры«Птички на кормушках», «Какихптиц зимой не увидишь».

Цель.Уточнить знания детей об особенностях обитания зимующих птиц (чем они питаются).

Рис. 1. Зимующие птицы.

Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости».

Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Среда —Отгадывание загадок о зимующих птицах.

Грудка ярче, чем заря,

У кого?..

У снегиря.

Всех я за день навещу,

Всё, что знаю, растрещу.

Сорока.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.

Синица.

В серой шубке перьевой,

И в морозы он герой,

Назови его скорей,

Кто там скачет?

Воробей.

Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей,

Прячется в морозных кронах,

А зовут её …

Ворона.

Эти птички с хохолком,

Очень яркие притом.

На рябину прилетели,

Птички эти…

Свиристели.

Посмотрите на балкон:

Он с утра воркует тут.

Эта птица – почтальон,

Пролетит любой маршрут.

Голубь.

Над жуком и короедом

Держит он всегда победу.

По деревьям тук да тук:

Кто для леса верный друг?

Дятел.

Рисование «Снегири на ветке рябины»

Цель. Учить передавать внешний вид снегирей.

Четверг— изготовление шапочек – масок с изображениями птиц для подвижных игр.

Рис. 2. Маска сороки.

Пятница -дидактические игры «Четвёртый лишний», «Один – много».

2 неделя.

Задача: пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.

Понедельник– внести в уголок книг подборку литературы о птицах.

Вторник –заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов.

Среда— оформление альбома: «Зимующие птицы».

Четверг— оформление картотеки загадок, стихов о птицах.

— ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).

Рис. 3. Календарь наблюдений за птицами зимой. 1 — старшая; 2 – подготовительная группа.

Пятница— оформление плаката «Зимующие птицы».

3 неделя.

Задача: воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Понедельник —беседа«Трудно птицам зимовать».

Вторник— заучивание стихотворений А. Прокофьева «Снегири», А. Барто «Свиристели», скороговорок, считалок о птицах.

Среда —рисование «Моя любимая птичка».

Пятница —чтение худ. литературы: Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», О.Григорьева «Синица», А.Яшин «Покормите птиц зимой»;

— заготовка корма для птиц;

— подвижные игры«Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова»;

— прослушивание записи зимующих птиц.

Взаимодействие с родителями

1 неделя.

Понедельникоформление ширмы «Зимующие птицы».

2 неделя.

Консультации«Покормите птиц зимой», «Они остались зимовать, мы им будем помогать».

Заключительный этап.

Взаимодействие с родителями

Конкурс поделок -«Мастерим кормушки для птиц»

Фото 1. Птицы на кормушке.

Взаимодействие с детьми.

Викторина «Кто больше знает о птицах?»

Цель:закрепить знания о зимующих птицах, умение их различать.

Ожидаемый результат:

-у детей сформирована система знаний о зимующих птицах;

— созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц.

-у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.

Трансляция проекта:

Выступление с сообщением из опыта работы на педагогическом совете ДОУ.

Перспективы проекта: В дальнейшем планирую разработать весенний проект «Перелётные птицы».

Сценарий праздника «Синичкин день» с детьми 5-6 лет

Задачи:

  • поддерживать и стимулировать попытки самостоятельного познания детьми окружающего мира, устанавливая связи между его объектами;
  • продолжать учить детей заботиться о птицах, которые живут рядом с нами;
  • использовать в продуктивных видах деятельности экологические знания и практический опыт.

Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, аудиозапись песен «Как прекрасен этот мир» (сл.В.Харитонов, муз. Д. Тухманов), «Три синички танцевали» (сл. А. Барто, чешская народная мелодия, обработка М.

Раухвергера), мольберт, картинки с изображениями зимующих и перелетных птиц, кормушка, скворечник, семена подсолнечника, отварной рис, свиной жир, сухари, сырые овсяные хлопья, орехи, сухофрукты, сыр, ложка, пластмассовые лотки и емкости, фартук.

Активизация словаря: зимующие птицы, «Синичкин день», ингредиенты, семечки подсолнечника, овсяные хлопья, рис, ёмкость, сухофрукты.

Ход мероприятия

Звучит аудиозапись песни «Как прекрасен этот мир». Музыкальный зал оформлен рисунками с изображением зимующих птиц, плакатами на тему «Берегите птиц», «Больше синиц в садах – меньше повреждённых яблок».

Воспитатель. Здравствуйте, ребята. Мы не зря включили песню «Как прекрасен этот мир, посмотри!». Именно она призывает нас остановиться и оглядеться вокруг. Да, он действительно прекрасен этот мир, полный чудес и загадок. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Иногда, спеша проходим мимо, не замечая их. Иногда случайно пытаемся отгадать какую-нибудь загадку природы.

Необычайно удивительным миром природы является мир пернатых. Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Без птичьего щебета мир был бы скучен.

Исполняется песня «Три синички танцевали» слова А.Барто, чешская народная мелодия, обработка М.Раухвергера.

Воспитатель. Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев. Они сбросили свой пестрый наряд из листвы. Откружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.

И как только на улице похолодало, многие птицы засуетились, как будто их кто- то напугал. Почему это происходит?

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их пёрышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

К. Мухаммади

Дети отвечают.

Воспитатель. Да, одни птицы улетели в теплые края, другие наоборот прилетели зимовать к нам. Сейчас мы проверим, знаете ли вы зимующих и перелетных птиц.

Проводится Игра «Найдите зимующих птиц».

Воспитатель предлагает детям выбрать для себя картинку с изображением птицы.

Воспитатель. А сейчас вы превратитесь в стайку птиц. По условному музыкальному звуку зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные – в другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих в их рядах.

Игра повторяется с обменом карточек.

Рис. 4. Карточки к игре.

Воспитатель. А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему этот день называется «Синичкин день»? Да потому что в народе говорили, что «синица для Руси божья птица». Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток.

В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». А какие ещё приметы, связанные с птицами вы знаете?

Дети отвечают.

Воспитатель. Не только птичка – синичка остаётся с нами зимовать, но и другие птицы тоже пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу. Как мы можем помочь птицам зимой?

Дети отвечают, что можно смастерить кормушки, принести корм, подкармливать птиц.

Воспитатель. Да, наша задача не дать погибнуть зимой от голода птицам, сделать для них кормушки и ежедневно их подкармливать. Пернатые друзья приносят пользу, а кто из вас знает, какую?

Заранее подготовленные дети по очереди говорят

1 ребенок. Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

2 ребенок. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.

3 ребенок. Семья ласточек за лето – около миллиона различных вредных насекомых.

4 ребенок. Грач за день уничтожает до 400 червей и вредителей растений.

5 ребенок. Птицы склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость местности.

6ребенок. Многие птицы – санитары, способствуют оздоровлению местности.

Воспитатель. А мы должны сделать всё, чтобы наши пернатые друзья постоянно чувствовали нашу заботу.

Воспитатель. Ребята с родителями смастерили кормушки, давайте их рассмотрим.

Взрослые и дети показывают кормушки и рассказывают, как их мастерили.

Фото 2. Кормушка для птиц.

Воспитатель. А сейчас забавная задача ожидает вас. Сосчитайте, сколько птичек прилетело, в этот час?

Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Поползень, лесной – сосед, Будет вам зимой обед. В гости первый день недели. К нам синицы прилетели. А во вторник, посмотри, Прилетели снегири. Три вороны были в среду. Мы не ждали их к обеду, А в четверг со всех краев – Стая жадных воробьев. В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог.

Налетело семь сорок.

Источник: https://dovosp.ru/articls/proekt_zimuyuschie_ptitsi

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.