М а бакунин краткая биография. Герой. бунтарь. анархист михаил бакунин
Михаил Александрович Бакунин
Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) – деятель российского и международного революционного движения, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества. В 30-х гг. член кружка Н.В. Станкевича. В 1840 г. уехал в Германию для пополнения философского образования.
За революционные убеждения выслан из Швейцарии, а в 1847 г. – из Франции. В 1848-1849 гг. один из руководителей восстаний в Праге и Дрездене. В 1851 г. выдан австрийскими властями России, шесть лет провел в заключении. В 1857 г. отправлен на поселение в Сибирь, откуда в 1861 г.
бежал через Японию и США в Лондон к А.И. Герцену и Н.П. Огареву. Организатор “Альянса социалистической демократии”. С 1864 г. член 1-го Интернационала (в 1872 г. исключен за раскольническую деятельность). Пытался претворить анархистские планы во время восстаний в Лионе (1870 г.), Болонье (1874 г.
). Умер в Швейцарии.
Использован материал с сайта “Русское зарубежье” – http://russians.rin.ru
+ + +
Бакунин, Михаил Александрович (1814—1876). Идеолог анархизма, окончил артиллерийскую школу, вышел в отставку. Занимался философией в кружке Н. Станкевича. С 1840 по 1851 г. находится за границей, знакомится с К- Марксом, В. Вейтлингом, Прудоном, принимает участие в ряде восстаний.
Выданный царскому правительству, до 1857 г. находится в крепости, высылается в г. Томск, затем переводится в Иркутск. Оттуда бежит через Японию, Америку в Англию. Сотрудничает в «Колоколе» Герцена. В 60-х гг. входит в I Интернационал, ведет подрывную работу в нем. Участвует в революционном движении Италии.
В 1872 г. Бакунин исключен из I Интернационала. В 1871 — 74 гг. написал свои крупнейшие работы: «Кнуто-германская империя и социальная революция», «Государственность и анархия». В 1873—1874 гг. участвует в восстаниях в Испании и Италии. В последние два года жизни разочаровывается в возможности революционной борьбы.
Умер 1 июля 1876 г. в г. Берне.
Использован материал с сайта “Народная Воля” – http://www.narovol.narod.ru/
Другие биографические материалы:
Бакунин Михаил Александрович (Материал перепечатывается с сокращениями с сайта http://www.peoples.ru/ ).
Один из основателей анархизма (Энциклопедия “Мир вокруг нас”).
Шикман А.П. Революционер-народник (Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г. ).
Фролов И.Т. Увлекался учениями Фихте и Гегеля (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).
Сухов А.Д. Один из идеологов революционного народничества (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).Шубин А.В. Революционер, мыслитель, идеолог и практик анархизма и народничества (Российская историческая энциклопедия. Т. 2. М., 2015).
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Выступал против каких-либо форм использования государства (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Российский общественно-политический деятель. (Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012).
Пустарнаков В. Ф. Революционер, философ, один из основателей народничества (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).
Левин Ш.М. История, по Бакунину, — шествие человечества из «царства животности» в «царство свободы» (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).
Акмалова А., Капицын В. М., Миронов А. В., Мокшин В. К. Разрабатывал анархическую версию народничества (А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011).
В честь анархиста названы улицы (Черная книга имен, которым не место на карте России. Сост. С.В. Волков. М., «Посев», 2004).
Далее читайте:
Бакунин М.А. Государственность и анархия: Борьба двух партий в Интернациональном обществе рабочих (Статья В. Н. Жукова о сочинении М. А. Бакунина).
Бакунин Павел Александрович (1820-1900), русский философ, брат Михаила Александровича.
Русская национальная философия (специальный проект ХРОНОСа)
Шуб Д.Н. Политические деятели России (1850-ых—1920-ых гг.). Сборник статей. Издание «Нового журнала». Нью-Йорк 1969. ГЛАВА II. Русские предтечи Ленина. 3. Михаил Бакунин и Сергей Нечаев. 4. Бакунин, Нечаев и Ленин.
Костов С.В. Пугачёв глобального масштаба. (05.12)
Члены “Народной Воли” и др. (биографический справочник).
Народная воля, революционно-народническая организация, образовалась в августе 1879 г.
Земля и воля, тайное революционное общество, существовало в 1870-е гг.
Петрашевцы, участники кружка М. В. Петрашевского (1827-1866).
Сочинения:
Собр. соч. и писем, т. 1—4. М., 1934—35;
Избр. соч., т. 1—5. Пб.—М., 1919—21;
Философия. Социология. Политика. М., 1989.
Анархия и порядок. М., 2000;
Archives Bakouriine. Leiden, 1961-1981. Vol. 1-7.
Литература:
Борисенок Н. А., Олейников Д.И. Михаил Александрович Бакунин. – Вопросы истории, 1994, № 3
Графский В. Г. Бакунин. М., 1985;
Демин В. Бакунин. М., 2006;
Должиков В.А. Михаил Александрович Бакунин и Сибирь. Новосибирск, 1993
Зеньковский В.В. История русской философии, тт. 1–2. М., 1991
Пирумова Н. Бакунин. М., 1966.
Пирумова Н. М. Бакунин. М., 1970;
Пирумова Н. М. Социальная доктрин, М. А. Бакунина. М., 1990;
Стеклов Ю. М Михаил Александрович Бакунин, его жизнь и деятельность, 1814-1876. М., 1926-1927. Т. 1-4;
Корнилов А. А. Молодые годы Михаила Бакунина. Из истории русского романтизма. М., 1915;
Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Идеологи русского народничества. М:, 1966 (разд. «М. А. Бакунин»);Моисеев П. И. Критика философии М. Бакунина и современность. Иркутск, 1981;
Памяти М. А. Бакунина. М., 1990;
Пустарнаков В. Ф. М, А. Бакунин как философ // Бакунин М. Избр. филос. соч. и письма. М., 1987;
История русской философии / Под ред. М, А. Маслина. М., 2008 (3-е изд. 2013).
Сысоев В. Бакунины. Тверь, 2002; Шубин А. В. Социализм: «золотой век» теории. М., 2007.
Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_b/bakunin_ma.php
Михаил Александрович Бакунин: биография, основные идеи
Михаил Александрович Бакунин является одним из самых известных философов 19-го века. Он оказал существенное влияние на становление современного анархизма. Его труды были переведены на множество языков и актуальны до сих пор. Философ также был известным панславистом. Современные сторонники этой идеи часто ссылаются на труды Михаила Александровича.
Его идеи привлекали многих участников Октябрьской революции, которая изменила мир навсегда. Это однозначно одна из самых видных фигур в среде русских мыслителей.
Детство и юность
Михаил Александрович Бакунин родился 30 мая 1814 года в Тверской губернии. Его семья жила достаточно богато. Отец и мать являлись крупными помещиками с дворянским титулом. Помимо самого Михаила в семье было ещё 9 детей. Их содержание требовало огромных средств, что уже говорит о достатке Бакуниных.
С детства Михаил обучался на дому. В возрасте 15 лет его отправили на армейскую службу. В Петербурге он проходил артиллерийскую подготовку. В 19-летнем возрасте поступает в офицерское училище. Однако в том же году его выгоняют оттуда, поскольку он грубо общался со старшими по званию.
Ещё два года молодой Бакунин проводит в войсках.
В 1835 году покидает службу и перебирается в Москву. Там знакомится со знаменитым литератором Станкевичем. Примерно в это время его захватывает германская философия. Начинает активно изучать историю и социологию.
Он довольно быстро становится вхожим во все литературные салоны. Его речи приходятся по душе многим представителям известной интеллигенции. Из Москвы Михаил часто ездит в родительское имение и в Санкт-Петербург.
В среде философов также приобретает значительную популярность. В 1939 году происходит знакомство с Герценом.
Эмиграция
Изучению философии Михаил Александрович Бакунин посвящает практически всё своё время. При этом он не имеет собственного дохода и фактически живёт за родительские деньги.
Семья не поддерживает такой образ жизни и хочет, чтобы Михаил вернулся в имение и занимался там поместьем. Но тем не менее отец регулярно высылает сыну деньги.
Часто Михаил живёт за счёт своих друзей, подолгу останавливается в чужих домах. В совершенстве владеет немецким языком. В оригинале читает классиков немецкой философии. К 1840 году значительное внимание уделяет творениям Гегеля.
Делится своими мыслями с друзьями. Пишет в различные журналы.
Увлечение немецкой философией приводит к тому, что Михаил решает переехать в Берлин, чтобы ближе познакомиться с данным пластом науки. Примерно в это время тайная полиция узнает, что есть такой философов – Михаил Александрович Бакунин. Биография простого дворянина портится связью с различными “неблагонадёжными элементами”. Однако никаким преследованиям Михаил пока не подвергается.
Для поездки в Берлин ему необходимы деньги, и немалые. Поскольку собственного дохода писатель не имеет, он обращается к единственному спонсору – своему отцу. Для этого пишет длинное письмо, где чётко излагает свои намерения.Отец даёт разрешение на поездку, но отказывается выделять на неё средства. Бакунину приходится просить в долг у своего приятеля Герцена. Тот выделяет огромную сумму – 2 тысячи рублей.
Теперь перспектива путешествия в Германию становится более реальной.
Незадолго до своего отъезда у Михаила происходит ссора с писателем Катковым, которая выливается в драку. В пылу Бакунин вызывает оппонента на дуэль, но на следующий день одумывается.
В европе
В 1840 году Михаил Александрович Бакунин прибывает в Берлин. Там он заводит множество новых знакомств. Вливается в круги реформаторов. Больше всего его интересовала философия Гегеля. Русского философа горячо принимают в “гегелианский” клуб. Михаил пишет в различные немецкие газеты.
Примерно в это время уклон его взглядов становится всё более “левым”. Он пишет несколько революционных брошюр, которые были широко оценены в кругу различных социалистов. Помимо немецких философов в круг общения Бакунина входили также польские и русские эмигранты. Среди них был Иван Тургенев.
После нескольких лет пребывания в Берлине Михаил знакомится с Марксом и даже несколько раз общается с ним.
Революционная деятельность
Через некоторое время философ переезжает в Париж, где теснее сближается с польской интеллигенцией. На одном из банкетов произносит речь с поддержкой права польского народа на самоопределение.
После этого становится понятно, что в Россию он вернуться не сможет. В Париже взгляды Бакунина всё больше радикализируются. Тут он примыкает к радикальным левым. По настоянию из Санкт-Петербурга Михаила высылают из Франции. Однако вскоре вспыхивает февральская революция, и Бакунин возвращается.
Михаил Александрович занимается организацией рабочих. Но из-за его радикальных взглядов новое правительство решает изгнать русского деятеля в Германию.
После этого он много путешествует по Европе. Во время пребывания в Праге издаёт несколько своих панславистских работ.
Решает навсегда остаться в Европе, но в 1851 году его передают царской полиции и депортируют в Россию. Там он проводит время в заключении и ссылках. Четыре года Михаил Александрович Бакунин проживал в Томске.
Затем совершил оттуда побег в Англию. Умер 19 июня 1876 года в Швейцарии, где и был похоронен.
Бакунин Михаил Александрович: основные идеи
Основные идеи русского философа базировались на материализме. Михаила Александровича можно охарактеризовать как “левого” идеолога. Он считал, что государственная власть должна быть полностью уничтожена. На её месте возникнет некое объединение различных общин.
По утверждению Бакунина, каждая община может действовать абсолютно автономно. Власть коллективная. Как логический итог такого устройства – сильное развитие механизмов социального управления и взаимодействия.
Общины должны были взаимодействовать между собой по принципу федерации.
За теорию такого устройства в обществе его неоднократно критиковали умеренные социалисты. По их мнению, центральная власть должна существовать, что полностью отрицал Бакунин Михаил Александрович. Идеи социального равенства и общинности по принципу коммун получили название “анархоколлективизм”.
При этом единственно возможным методом создания такого строя, по мнению философа, являлась революция. В качестве движущей силы рассматривались наибеднейшие слои населения, так как они отличались высокой численностью и способностью к мобилизации.
Революционные органы управления должны были исходить из низов.
Бакунин критиковал Маркса и его сторонников в контексте государства.
Он считал, что диктатура пролетариата неизбежно приведёт к узурпированию власти. Вырождение революционеров в новый класс угнетателей было естественным следствием предложенного Марксом строя.
Однако при этом сам Михаил Александрович высоко ценил труды немецкого философа и лично писал несколько положительных рецензий. В геополитической сфере он рассматривал Австрию и Турцию как основных врагов рабочего класса. Он считал, что эти империи должны быть уничтожены для достижения прогресса.Турция и Австрия угнетали множество народов, что было основной проблемой Европы, по утверждению Бакунина.
Панславизм
Во время эмиграции Бакунин огромное внимание уделял проблемам славян. Его панславистские труды стали известны по всей Европе. Он считал, что все славяне должны объединиться. Бакунин не рассматривал какую-то отдельную страну в качестве центра объединения.
Наоборот, считал, что необходимо построить некую федерацию, где все славянские народы будут равны. За противоречие этому принципу он неоднократно критиковал правительства Австрии и Турции. Также уделял внимание польскому шовинизму.
Частично затрагивал те же явления на территории Российской империи.
Последователи идей
Бакунин Михаил Александрович имеет множество последователей по сей день. В основном это радикальные анархисты. Они нашли некий симбиоз между трудами Бакунина и другого русского теоретика – Кропоткина. Чаще всего субкультурные маргиналы искажают представления философа о построении справедливого общества, доводя их до абсурда.
Помимо анархистов Бакунин уважаем и в кругах других “левых”. Например, марксисты и необольшевики регулярно ссылаются на его труды.
О том, что большевики разделяли часть взглядов анархиста, свидетельствует как минимум множество улиц, названных в честь философа. У входа в Кремль по приказу самого Ленина была выбита надпись “Бакунин Михаил Александрович”.
Краткая биография русского революционера входит в обязательную программу всех политологических институтов.
Источник: https://FB.ru/article/235656/mihail-aleksandrovich-bakunin-biografiya-osnovnyie-idei
Бакунин против Маркса. Битва за Интернационал
В мировой истории не так уж часто русские мыслители добивались всеобщей известности и признания. Имена авторитетных религиозных философов или монархических идеологов вряд ли будут вызывать ассоциации у жителей других стран.
Зато с социалистической мыслью нам повезло, и не только в отношении победившего коммунизма, прославившего Ленина и русский марксизм в целом. Ещё до него одним из главных европейских интеллектуалов на некоторое время стал Михаил Бакунин.
И кто знает, как бы повернулась мировая история, если бы в своём противоборстве с Марксом он остался бы во главе единого Первого интернационала…
Взгляд Маркса
По мере роста рабочего движения в Европе среди рабочих организаций появлялись идеи их международного объединения.
Слово «международный» на ряде европейских языков звучит как «international», поэтому появившееся в 1860-е годы Международное товарищество трудящихся нередко называют сокращённо — Интернационал.
Возможно, обсуждения о необходимости его создания ещё долго бы муссировались среди британских, французских и других рабочих комитетов, но их объединению поспособствовала, как ни странно, Россия.
В 1863 году в польских землях Российской империи вновь вспыхнуло восстание, которое снова было подавлено. 28 сентября 1864 года в Лондоне был созван международный митинг против репрессий в Польше.
На нём один из ораторов высказал мысль, что кроме поляков, гораздо более угнетённой нацией является пролетариат, и надо бы ему объединяться ради борьбы за свои права. Французские делегаты уже давно разрабатывали проекты устава и программы Интернационала и перед поездкой в Лондон прихватили их с собой.
Недолго думая, они огласили проекты на митинге. Инициатива была поддержана, и так стихийно началась история Первого интернационала.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс в типографии «Новой Рейнской газеты» в Кёльне. Художник Евгений СапироНередко можно услышать мнение, что Интернационал создал Карл Маркс. В этом видится сильное упрощение исторического сюжета.
Авторитетный уже на тот момент теоретик и публицист, автор «Манифеста коммунистической партии» и многих аналитических работ инициатором Интернационала не был.
Он присутствовал на том митинге, но, по его собственным словам, только молча слушал других ораторов и активного участия в историческом событии не принимал.
Проект организации нужно было доводить до ума, и представителей от разных стран избрали во временный комитет для его доработки. От немцев в комитет вошёл Маркс.
Кстати, поначалу ввиду болезни он даже не присутствовал на заседаниях комитета. Зато потом внёс поправки в устав и написал первый манифест (или «адрес») Интернационала.
Устав был продуктом коллективного творчества, а вот манифест — исключительно мнением Маркса. В нём он, в частности, писал:
«Первый долг рабочего класса состоит в завоевании политической власти».
Эта идея позже получит устойчивое определение — «диктатура пролетариата». Далеко не все пролетарии её разделяли. Интернационал не был централизованной организацией с единой идеологией.
Рабочие союзы в его составе объединялись в секции по региональному или профессиональному признакам, те, в свою очередь, по национальному признаку формировали федерации, а уже федерации посылали своих делегатов в Генеральный совет.
Генеральный совет только координировал общие действия и созывал конгрессы.
Поэтому среди членов Интернационала были не только сторонники Маркса, но и британские тред-юнионисты, французские прудонисты и бланкисты, немецкие сторонники Лассаля, итальянские мадзинисты, бельгийские коллективисты и так далее.Выступление Карла Маркса на заседании Генерального совета I Интернационала. Художники Д. Миньков и М. Романов
Глядя на эту сборную солянку, в 1867 году Маркс писал своему соратнику Фридриху Энгельсу:
«…мы (то есть ты и я) будем иметь эту могучую машину в наших руках».
Он был уверен в том, что сможет убедить остальных в правоте своей программы, направленной на политическую революцию пролетариата. Но не тут-то было. Марксу помешал русский эмигрант Михаил Бакунин.
К 1860-м годам у Бакунина был богатый опыт революционной борьбы. За двадцать лет до того он с удовольствием рвался на баррикады в немецких землях во время революционной волны «Весны народов», за что его арестовали и выдали русским властям.
А затем из сибирской ссылки он сбежал и вернулся в Европу.
Взгляд Бакунина
Влияние анархических идей, а также личная склонность к борьбе «против всех» превратили Бакунина в главного бунтаря Европы. Ему было тесно в рамках небольшого круга русских эмигрантов, и он вовсю старался влиться в международное движение.
В Италии он конфликтовал с Мадзини, в Швеции организовывал польский десант для поддержки восстания 1863 года, в Швейцарии — участвовал в конгрессе «Лиги мира и свободы», носившей общедемократический пацифистский характер.
По мере развития бурной деятельности у Бакунина появлялись сторонники, среди которых было много итальянцев — сказалось и основное место проживания русского эмигранта, и, возможно, южный темперамент народа, переживавшего в те годы революционное возрождение.
Михаил Бакунин
Бакунин не единожды пытался оформить из своих сторонников какую-то организацию. Это были и «Международный альянс социалистической демократии», и полумифическое тайное «Интернациональное братство».
На конгрессе «Лиги мира и свободы» Бакунин склонял движение к социалистическому пути, но не вышло — в итоге он и его сторонники из «Лиги мира и свободы» в 1868 году перешли в Интернационал, где также образовали особое крыло.
На этот раз они позиционировали себя как «антиавторитарные коллективисты». Бакунин писал:
«Мы хотим перестройки общества и объединения человечества не сверху вниз, при посредстве какого бы то ни было авторитета и с помощью социалистических чиновников, инженеров и других официальных учёных; мы хотим перестройки снизу вверх, путём свободной федерации освобождённых от ярма государства рабочих ассоциаций всех видов».
По сути своей это была анархическая программа. Государство для Бакунина и бакунистов — априорное зло, и только свободная федерация общин, ассоциаций, артелей может построить идеальное общество будущего.
Из этого исходила и критика марксизма «слева»: если несознательный пролетариат освободить путём политической революции и создания нового, «пролетарского» государства, то при недостаточной осознанности пока недозревшего рабочего класса этим государством будут управлять «учёные» — интеллигенты и идеологи, а сама машина государства станет господствующей бюрократией.
Шарж на 200-летие со дня рождения Бакунина. 2014 год
Впоследствии эту критику транслировали социалисты всех мастей, глядя на развитие молодого советского государства.
Но первым её высказал Бакунин, ещё не имея перед глазами реальной практики русских марксистов.Удивительный вклад нашей цивилизации в мировой социализм: Россия невольно спровоцировала митинг, создавший Интернационал, а русский Бакунин уже внутри него критиковал будущий русский же опыт государственного строительства.
Раскол
На 3-м конгрессе Интернационала в Брюсселе в 1868 году «антиавторитарные коллективисты» ещё кооперировались с марксистами, приняв вместе резолюцию о коллективизации шахт и рудников, железных дорог, пахотных земель и других средств производства.
Они тогда ещё вместе противостояли прудонистам, а вот на следующем конгрессе в Базеле в 1869-м уже началась конфронтация: Бакунин предложил резолюцию об отмене права наследования, Маркс выступил против.
По подсчётам исследователей, 63% делегатов на том конгрессе можно отнести к «антиавторитарному» лагерю; естественно, резолюция Бакунина была принята большинством.
Михаил Бакунин выступает перед членами Первого интернационала в Базеле в 1869 году
Дальше пошли споры на региональных съездах и публицистические дискуссии по вопросам участия в выборах и франко-прусской войны.
Маркс считал, что победа Германии в этой войне — не такое уж и плохое событие, ведь развивающаяся экономика Германии вместе с немецким рабочим движением только ускорит революционные процессы в Европе.
Франкофил Бакунин не мог поддержать такую точку зрения и звал своих сторонников на баррикады и немедленную социальную революцию во Франции.
Конфликт вступил в личную фазу. Даже внешне похожие друг на друга Маркс и Бакунин не могли ужиться в одном Интернационале. Ещё за двадцать лет до конфликта, по свидетельству Бакунина, во время его первой эмиграции и знакомства с Марксом наметились их различия:
«Мы довольно часто виделись друг с другом, потому что я очень уважал его за его страстную и серьёзную преданность делу пролетариата, хотя всегда с примесью личного тщеславия; я с интересом слушал его разговоры, всегда поучительные и умные, если только они не вдохновлялись жалкой злобой, что к сожалению, бывало очень часто. Однако между нами никогда не было полной близости; наши темпераменты не переносили этого. Он называл меня сантиментальным идеалистом и был прав; я его называл мрачным, вероломным, тщеславным человеком и тоже был прав».
Поражение Парижской Коммуны, в которой участвовало немало членов «антиавторитарного» крыла Интернационала, позволило Марксу воспользоваться ситуацией и провести в 1872 году 5-й Гаагский конгресс, куда он провёл много своих сторонников. Конгресс исключил из Интернационала Бакунина и проголосовал за перенос Генерального совета в Нью-Йорк — подальше от влияния нестабильной поддержки европейских секций.Карикатура. Надписи:«Маркс исключает Бакунина из 1-го социалистического Интернационала в 1872 году.– Ты, тупой анархист!
– Сам ты тупой… немец!»
Такие решения взорвали Интернационал изнутри. Центром оппозиции Марксу стала Юрская федерация (то есть швейцарская — по названию горного массива Юра в Швейцарии), но возмутились авторитаризмом марксистов и секции других стран. В итоге Юрская федерация созвала собственный конгресс, где обвинила Генеральный совет в превышении полномочий.
За несколько месяцев против Генсовета выступило множество итальянских, испанских, французских, бельгийских и других секций. Генсовет не стал идти на компромисс и исключал оппонентов из рядов организации. До тех пор, пока не стало очевидно: с таким малым числом сторонников общее дело уже бесполезно.
В июле 1876 года в Филадельфии Первый интернационал самораспустился.
Бакунисты, однако, не считали себя исключёнными. Они провели собственный конгресс «правильного» Интернационала в Женеве в 1873 году.
Устав был пересмотрен, Генеральный совет распущен, а большое представительство (23 делегата из 7 национальных федераций) могло внушать ощущение победы.
Победа была пирровой: общее недовольство давлением Маркса было плохим фундаментом для объединения, а заразить рабочее движение анархизмом и поднять массовые восстания за несколько лет так и не вышло.
Кроме этого, анархистский Интернационал очень быстро лишился харизматического лидера. Михаил Бакунин, чувствуя усталость после многих лет революционного пути, удалился на покой.
В 1876 году он умер.
Несклонные к централизации анархисты без авторитетного и энергичного мыслителя во главе стали разбредаться, и общая деятельность Интернационала к началу 1880-х годов сошла не нет.
Формально, кстати, Первый интернационал существует до сих пор: созданный в 1922 году анархо-синдикалистский Берлинский интернационал профсоюзов считает себя его преемником. Может, Бакунин всё-таки победил?..
Источник: https://www.vatnikstan.ru/history/bakunin_vs_marx/