М а бакунин краткая биография. Герой. бунтарь. анархист михаил бакунин

Михаил Александрович Бакунин

М а бакунин краткая биография. Герой. бунтарь. анархист михаил бакунин

Бакунин Михаил Александрович (1814-1876) – деятель российского и международного революционного движения, теоретик анархизма, один из идеологов революционного народничества. В 30-х гг. член кружка Н.В. Станкевича. В 1840 г. уехал в Германию для пополнения философского образования.

За революционные убеждения выслан из Швейцарии, а в 1847 г. – из Франции. В 1848-1849 гг. один из руководителей восстаний в Праге и Дрездене. В 1851 г. выдан австрийскими властями России, шесть лет провел в заключении. В 1857 г. отправлен на поселение в Сибирь, откуда в 1861 г.

бежал через Японию и США в Лондон к А.И. Герцену и Н.П. Огареву. Организатор “Альянса социалистической демократии”. С 1864 г. член 1-го Интернационала (в 1872 г. исключен за раскольническую деятельность). Пытался претворить анархистские планы во время восстаний в Лионе (1870 г.), Болонье (1874 г.

). Умер в Швейцарии.

Использован материал с сайта “Русское зарубежье” – http://russians.rin.ru

+ + +

Бакунин, Михаил Александрович (1814—1876). Идеолог анархизма, окончил артиллерийскую школу, вышел в отставку. Занимался философией в кружке Н. Станкевича. С 1840 по 1851 г. находится за границей, знакомится с К- Марксом, В. Вейтлингом, Прудоном, принимает участие в ряде восстаний.

Выданный царскому правительству, до 1857 г. находится в крепости, высылается в г. Томск, затем переводится в Иркутск. Оттуда бежит через Японию, Америку в Англию. Сотрудничает в «Колоколе» Герцена. В 60-х гг. входит в I Интернационал, ведет подрывную работу в нем. Участвует в революционном движении Италии.

В 1872 г. Бакунин исключен из I Интернационала. В 1871 — 74 гг. написал свои крупнейшие работы: «Кнуто-германская империя и социальная революция», «Государственность и анархия». В 1873—1874 гг. участвует в восстаниях в Испании и Италии. В последние два года жизни разочаровывается в возможности революционной борьбы.

Умер 1 июля 1876 г. в г. Берне.

Использован материал с сайта “Народная Воля” – http://www.narovol.narod.ru/

Другие биографические материалы:

Бакунин Михаил Александрович (Материал перепечатывается с сокращениями с сайта http://www.peoples.ru/ ).

Один из основателей анархизма (Энциклопедия “Мир вокруг нас”).

Шикман А.П. Революционер-народник (Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г. ).

Фролов И.Т. Увлекался учениями Фихте и Гегеля (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Сухов А.Д. Один из идеологов революционного народничества (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010).

Шубин А.В. Революционер, мыслитель, идеолог и практик анархизма и народничества (Российская историческая энциклопедия. Т. 2. М., 2015).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Выступал против каких-либо форм использования государства (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Российский общественно-политический деятель. (Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012).

Пустарнаков В. Ф. Революционер, философ, один из основателей народничества (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Левин Ш.М. История, по Бакунину, —  шествие человечества из «царства животности» в «царство свободы» (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983).

Акмалова А., Капицын В. М., Миронов А. В., Мокшин В. К. Разрабатывал анархическую версию народничества (А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011).

В честь анархиста названы улицы (Черная книга имен, которым не место на карте России. Сост. С.В. Волков. М., «Посев», 2004).

Далее читайте:

Бакунин М.А. Государственность и анархия: Борьба двух партий в Интернациональном обществе рабочих (Статья В. Н. Жукова о сочинении М. А. Бакунина).

Бакунин Павел Александрович (1820-1900), русский философ, брат Михаила Александровича.

Русская национальная философия (специальный проект ХРОНОСа)

Шуб Д.Н. Политические деятели России (1850-ых—1920-ых гг.). Сборник статей. Издание  «Нового журнала». Нью-Йорк 1969. ГЛАВА II. Русские предтечи Ленина. 3. Михаил Бакунин и Сергей Нечаев. 4. Бакунин, Нечаев и Ленин.

Костов С.В. Пугачёв глобального масштаба. (05.12)

Члены “Народной Воли” и др. (биографический справочник).

Народная воля, революционно-народническая организация, образовалась в августе 1879 г.

Земля и воля, тайное революционное общество, существовало в 1870-е гг.

Петрашевцы, участники кружка М. В. Петрашевского (1827-1866).

Сочинения:

Собр. соч. и писем, т. 1—4. М., 1934—35;

Избр. соч., т. 1—5. Пб.—М., 1919—21;

Философия. Социология. Политика. М., 1989.

Анархия и порядок. М., 2000;

Archives Bakouriine. Leiden, 1961-1981. Vol. 1-7.

Литература:

Борисенок Н. А., Олейников Д.И. Михаил Александрович Бакунин. – Вопросы истории, 1994, № 3

Графский В. Г. Бакунин. М., 1985;

Демин В. Бакунин. М., 2006;

Должиков В.А. Михаил Александрович Бакунин и Сибирь. Новосибирск, 1993

Зеньковский В.В. История русской философии, тт. 1–2. М., 1991

Пирумова Н. Бакунин. М., 1966.

Пирумова Н. М. Бакунин. М., 1970;

Пирумова Н. М. Социальная доктрин, М. А. Бакунина. М., 1990;

Стеклов Ю. М Михаил Александрович Бакунин, его жизнь и деятельность, 1814-1876. М., 1926-1927. Т. 1-4;

Корнилов А. А. Молодые годы Михаила Бакунина. Из истории русского романтизма. М., 1915;

Галактионов А. А., Никандров П. Ф. Идеологи русского народничества. М:, 1966 (разд. «М. А. Бакунин»);

Моисеев П. И. Критика философии М. Бакунина и современность. Иркутск, 1981;

Памяти М. А. Бакунина. М., 1990;

Пустарнаков В. Ф. М, А. Бакунин как философ // Бакунин М. Избр. филос. соч. и письма. М., 1987;

История русской философии / Под ред. М, А. Маслина. М., 2008 (3-е изд. 2013).

Сысоев В. Бакунины. Тверь, 2002; Шубин А. В. Социализм: «золотой век» теории. М., 2007.

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_b/bakunin_ma.php

Михаил Александрович Бакунин: биография, основные идеи

М а бакунин краткая биография. Герой. бунтарь. анархист михаил бакунин

Михаил Александрович Бакунин является одним из самых известных философов 19-го века. Он оказал существенное влияние на становление современного анархизма. Его труды были переведены на множество языков и актуальны до сих пор. Философ также был известным панславистом. Современные сторонники этой идеи часто ссылаются на труды Михаила Александровича.

Его идеи привлекали многих участников Октябрьской революции, которая изменила мир навсегда. Это однозначно одна из самых видных фигур в среде русских мыслителей.

Детство и юность

Михаил Александрович Бакунин родился 30 мая 1814 года в Тверской губернии. Его семья жила достаточно богато. Отец и мать являлись крупными помещиками с дворянским титулом. Помимо самого Михаила в семье было ещё 9 детей. Их содержание требовало огромных средств, что уже говорит о достатке Бакуниных.

С детства Михаил обучался на дому. В возрасте 15 лет его отправили на армейскую службу. В Петербурге он проходил артиллерийскую подготовку. В 19-летнем возрасте поступает в офицерское училище. Однако в том же году его выгоняют оттуда, поскольку он грубо общался со старшими по званию.

Ещё два года молодой Бакунин проводит в войсках.

В 1835 году покидает службу и перебирается в Москву. Там знакомится со знаменитым литератором Станкевичем. Примерно в это время его захватывает германская философия. Начинает активно изучать историю и социологию.

Он довольно быстро становится вхожим во все литературные салоны. Его речи приходятся по душе многим представителям известной интеллигенции. Из Москвы Михаил часто ездит в родительское имение и в Санкт-Петербург.

В среде философов также приобретает значительную популярность. В 1939 году происходит знакомство с Герценом.

Эмиграция

Изучению философии Михаил Александрович Бакунин посвящает практически всё своё время. При этом он не имеет собственного дохода и фактически живёт за родительские деньги.

Семья не поддерживает такой образ жизни и хочет, чтобы Михаил вернулся в имение и занимался там поместьем. Но тем не менее отец регулярно высылает сыну деньги.

Часто Михаил живёт за счёт своих друзей, подолгу останавливается в чужих домах. В совершенстве владеет немецким языком. В оригинале читает классиков немецкой философии. К 1840 году значительное внимание уделяет творениям Гегеля.

Делится своими мыслями с друзьями. Пишет в различные журналы.

Увлечение немецкой философией приводит к тому, что Михаил решает переехать в Берлин, чтобы ближе познакомиться с данным пластом науки. Примерно в это время тайная полиция узнает, что есть такой философов – Михаил Александрович Бакунин. Биография простого дворянина портится связью с различными “неблагонадёжными элементами”. Однако никаким преследованиям Михаил пока не подвергается.

Для поездки в Берлин ему необходимы деньги, и немалые. Поскольку собственного дохода писатель не имеет, он обращается к единственному спонсору – своему отцу. Для этого пишет длинное письмо, где чётко излагает свои намерения.

Отец даёт разрешение на поездку, но отказывается выделять на неё средства. Бакунину приходится просить в долг у своего приятеля Герцена. Тот выделяет огромную сумму – 2 тысячи рублей.

Теперь перспектива путешествия в Германию становится более реальной.

Незадолго до своего отъезда у Михаила происходит ссора с писателем Катковым, которая выливается в драку. В пылу Бакунин вызывает оппонента на дуэль, но на следующий день одумывается.

В европе

В 1840 году Михаил Александрович Бакунин прибывает в Берлин. Там он заводит множество новых знакомств. Вливается в круги реформаторов. Больше всего его интересовала философия Гегеля. Русского философа горячо принимают в “гегелианский” клуб. Михаил пишет в различные немецкие газеты.

Примерно в это время уклон его взглядов становится всё более “левым”. Он пишет несколько революционных брошюр, которые были широко оценены в кругу различных социалистов. Помимо немецких философов в круг общения Бакунина входили также польские и русские эмигранты. Среди них был Иван Тургенев.

После нескольких лет пребывания в Берлине Михаил знакомится с Марксом и даже несколько раз общается с ним.

Революционная деятельность

Через некоторое время философ переезжает в Париж, где теснее сближается с польской интеллигенцией. На одном из банкетов произносит речь с поддержкой права польского народа на самоопределение.

После этого становится понятно, что в Россию он вернуться не сможет. В Париже взгляды Бакунина всё больше радикализируются. Тут он примыкает к радикальным левым. По настоянию из Санкт-Петербурга Михаила высылают из Франции. Однако вскоре вспыхивает февральская революция, и Бакунин возвращается.

Михаил Александрович занимается организацией рабочих. Но из-за его радикальных взглядов новое правительство решает изгнать русского деятеля в Германию.

После этого он много путешествует по Европе. Во время пребывания в Праге издаёт несколько своих панславистских работ.

Решает навсегда остаться в Европе, но в 1851 году его передают царской полиции и депортируют в Россию. Там он проводит время в заключении и ссылках. Четыре года Михаил Александрович Бакунин проживал в Томске.

Затем совершил оттуда побег в Англию. Умер 19 июня 1876 года в Швейцарии, где и был похоронен.

Бакунин Михаил Александрович: основные идеи

Основные идеи русского философа базировались на материализме. Михаила Александровича можно охарактеризовать как “левого” идеолога. Он считал, что государственная власть должна быть полностью уничтожена. На её месте возникнет некое объединение различных общин.

По утверждению Бакунина, каждая община может действовать абсолютно автономно. Власть коллективная. Как логический итог такого устройства – сильное развитие механизмов социального управления и взаимодействия.

Общины должны были взаимодействовать между собой по принципу федерации.

За теорию такого устройства в обществе его неоднократно критиковали умеренные социалисты. По их мнению, центральная власть должна существовать, что полностью отрицал Бакунин Михаил Александрович. Идеи социального равенства и общинности по принципу коммун получили название “анархоколлективизм”.

При этом единственно возможным методом создания такого строя, по мнению философа, являлась революция. В качестве движущей силы рассматривались наибеднейшие слои населения, так как они отличались высокой численностью и способностью к мобилизации.

Революционные органы управления должны были исходить из низов.

Бакунин критиковал Маркса и его сторонников в контексте государства.

Он считал, что диктатура пролетариата неизбежно приведёт к узурпированию власти. Вырождение революционеров в новый класс угнетателей было естественным следствием предложенного Марксом строя.

Однако при этом сам Михаил Александрович высоко ценил труды немецкого философа и лично писал несколько положительных рецензий. В геополитической сфере он рассматривал Австрию и Турцию как основных врагов рабочего класса. Он считал, что эти империи должны быть уничтожены для достижения прогресса.

Турция и Австрия угнетали множество народов, что было основной проблемой Европы, по утверждению Бакунина.

Панславизм

Во время эмиграции Бакунин огромное внимание уделял проблемам славян. Его панславистские труды стали известны по всей Европе. Он считал, что все славяне должны объединиться. Бакунин не рассматривал какую-то отдельную страну в качестве центра объединения.

Наоборот, считал, что необходимо построить некую федерацию, где все славянские народы будут равны. За противоречие этому принципу он неоднократно критиковал правительства Австрии и Турции. Также уделял внимание польскому шовинизму.

Частично затрагивал те же явления на территории Российской империи.

Последователи идей

Бакунин Михаил Александрович имеет множество последователей по сей день. В основном это радикальные анархисты. Они нашли некий симбиоз между трудами Бакунина и другого русского теоретика – Кропоткина. Чаще всего субкультурные маргиналы искажают представления философа о построении справедливого общества, доводя их до абсурда.

Помимо анархистов Бакунин уважаем и в кругах других “левых”. Например, марксисты и необольшевики регулярно ссылаются на его труды.

О том, что большевики разделяли часть взглядов анархиста, свидетельствует как минимум множество улиц, названных в честь философа. У входа в Кремль по приказу самого Ленина была выбита надпись “Бакунин Михаил Александрович”.

Краткая биография русского революционера входит в обязательную программу всех политологических институтов.

Источник: https://FB.ru/article/235656/mihail-aleksandrovich-bakunin-biografiya-osnovnyie-idei

Бакунин против Маркса. Битва за Интернационал

М а бакунин краткая биография. Герой. бунтарь. анархист михаил бакунин

В миро­вой исто­рии не так уж часто русские мысли­тели доби­ва­лись всеоб­щей извест­но­сти и призна­ния. Имена авто­ри­тет­ных рели­ги­оз­ных фило­со­фов или монар­хи­че­ских идео­ло­гов вряд ли будут вызы­вать ассо­ци­а­ции у жите­лей других стран.

Зато с соци­а­ли­сти­че­ской мыслью нам повезло, и не только в отно­ше­нии побе­див­шего комму­низма, просла­вив­шего Ленина и русский марк­сизм в целом. Ещё до него одним из глав­ных евро­пей­ских интел­лек­ту­а­лов на неко­то­рое время стал Михаил Баку­нин.

И кто знает, как бы повер­ну­лась миро­вая исто­рия, если бы в своём проти­во­бор­стве с Марк­сом он остался бы во главе единого Первого интер­на­ци­о­нала…

Взгляд Маркса

По мере роста рабо­чего движе­ния в Европе среди рабо­чих орга­ни­за­ций появ­ля­лись идеи их между­на­род­ного объеди­не­ния.

Слово «между­на­род­ный» на ряде евро­пей­ских языков звучит как «international», поэтому появив­ше­еся в 1860-е годы Между­на­род­ное това­ри­ще­ство трудя­щихся нередко назы­вают сокра­щённо — Интер­на­ци­о­нал.

Возможно, обсуж­де­ния о необ­хо­ди­мо­сти его созда­ния ещё долго бы мусси­ро­ва­лись среди британ­ских, фран­цуз­ских и других рабо­чих коми­те­тов, но их объеди­не­нию поспо­соб­ство­вала, как ни странно, Россия.

В 1863 году в поль­ских землях Россий­ской импе­рии вновь вспых­нуло восста­ние, кото­рое снова было подав­лено. 28 сентября 1864 года в Лондоне был созван между­на­род­ный митинг против репрес­сий в Польше.

На нём один из орато­ров выска­зал мысль, что кроме поля­ков, гораздо более угне­тён­ной нацией явля­ется проле­та­риат, и надо бы ему объеди­няться ради борьбы за свои права. Фран­цуз­ские деле­гаты уже давно разра­ба­ты­вали проекты устава и программы Интер­на­ци­о­нала и перед поезд­кой в Лондон прихва­тили их с собой.

Недолго думая, они огла­сили проекты на митинге. Иници­а­тива была поддер­жана, и так стихийно нача­лась исто­рия Первого интер­на­ци­о­нала.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс в типо­гра­фии «Новой Рейн­ской газеты» в Кёльне. Худож­ник Евге­ний Сапиро
Нередко можно услы­шать мнение, что Интер­на­ци­о­нал создал Карл Маркс. В этом видится силь­ное упро­ще­ние исто­ри­че­ского сюжета.

Авто­ри­тет­ный уже на тот момент теоре­тик и публи­цист, автор «Мани­фе­ста комму­ни­сти­че­ской партии» и многих анали­ти­че­ских работ иници­а­то­ром Интер­на­ци­о­нала не был.

Он присут­ство­вал на том митинге, но, по его собствен­ным словам, только молча слушал других орато­ров и актив­ного участия в исто­ри­че­ском собы­тии не прини­мал.

Проект орга­ни­за­ции нужно было дово­дить до ума, и пред­ста­ви­те­лей от разных стран избрали во времен­ный коми­тет для его дора­ботки. От немцев в коми­тет вошёл Маркс.

Кстати, пона­чалу ввиду болезни он даже не присут­ство­вал на засе­да­ниях коми­тета. Зато потом внёс поправки в устав и напи­сал первый мани­фест (или «адрес») Интер­на­ци­о­нала.

Устав был продук­том коллек­тив­ного твор­че­ства, а вот мани­фест — исклю­чи­тельно мнением Маркса. В нём он, в част­но­сти, писал:

«Первый долг рабо­чего класса состоит в заво­е­ва­нии поли­ти­че­ской власти».

Эта идея позже полу­чит устой­чи­вое опре­де­ле­ние — «дикта­тура проле­та­ри­ата». Далеко не все проле­та­рии её разде­ляли. Интер­на­ци­о­нал не был центра­ли­зо­ван­ной орга­ни­за­цией с единой идео­ло­гией.

Рабо­чие союзы в его составе объеди­ня­лись в секции по реги­о­наль­ному или профес­си­о­наль­ному призна­кам, те, в свою очередь, по наци­о­наль­ному признаку форми­ро­вали феде­ра­ции, а уже феде­ра­ции посы­лали своих деле­га­тов в Гене­раль­ный совет.

Гене­раль­ный совет только коор­ди­ни­ро­вал общие действия и созы­вал конгрессы.

Поэтому среди членов Интер­на­ци­о­нала были не только сторон­ники Маркса, но и британ­ские тред-юнио­ни­сты, фран­цуз­ские прудо­ни­сты и блан­ки­сты, немец­кие сторон­ники Лассаля, итальян­ские мадзи­ни­сты, бель­гий­ские коллек­ти­ви­сты и так далее.

Выступ­ле­ние Карла Маркса на засе­да­нии Гене­раль­ного совета I Интер­на­ци­о­нала. Худож­ники Д. Минь­ков и М. Рома­нов

Глядя на эту сбор­ную солянку, в 1867 году Маркс писал своему сорат­нику Фридриху Энгельсу:

«…мы (то есть ты и я) будем иметь эту могу­чую машину в наших руках».

Он был уверен в том, что сможет убедить осталь­ных в правоте своей программы, направ­лен­ной на поли­ти­че­скую рево­лю­цию проле­та­ри­ата. Но не тут-то было. Марксу поме­шал русский эмигрант Михаил Баку­нин.

К 1860-м годам у Баку­нина был бога­тый опыт рево­лю­ци­он­ной борьбы. За двадцать лет до того он с удоволь­ствием рвался на барри­кады в немец­ких землях во время рево­лю­ци­он­ной волны «Весны наро­дов», за что его аресто­вали и выдали русским властям.

А затем из сибир­ской ссылки он сбежал и вернулся в Европу.

Взгляд Бакунина

Влия­ние анар­хи­че­ских идей, а также личная склон­ность к борьбе «против всех» превра­тили Баку­нина в глав­ного бунтаря Европы. Ему было тесно в рамках неболь­шого круга русских эмигран­тов, и он вовсю старался влиться в между­на­род­ное движе­ние.

В Италии он конфлик­то­вал с Мадзини, в Швеции орга­ни­зо­вы­вал поль­ский десант для поддержки восста­ния 1863 года, в Швей­ца­рии — участ­во­вал в конгрессе «Лиги мира и свободы», носив­шей обще­де­мо­кра­ти­че­ский паци­фист­ский харак­тер.

По мере разви­тия бурной деятель­но­сти у Баку­нина появ­ля­лись сторон­ники, среди кото­рых было много итальян­цев — сказа­лось и основ­ное место прожи­ва­ния русского эмигранта, и, возможно, южный темпе­ра­мент народа, пере­жи­вав­шего в те годы рево­лю­ци­он­ное возрож­де­ние.

Михаил Баку­нин

Баку­нин не едино­жды пытался офор­мить из своих сторон­ни­ков какую-то орга­ни­за­цию. Это были и «Между­на­род­ный альянс соци­а­ли­сти­че­ской демо­кра­тии», и полу­ми­фи­че­ское тайное «Интер­на­ци­о­наль­ное брат­ство».

На конгрессе «Лиги мира и свободы» Баку­нин скло­нял движе­ние к соци­а­ли­сти­че­скому пути, но не вышло — в итоге он и его сторон­ники из «Лиги мира и свободы» в 1868 году пере­шли в Интер­на­ци­о­нал, где также обра­зо­вали особое крыло.

На этот раз они пози­ци­о­ни­ро­вали себя как «антиав­то­ри­тар­ные коллек­ти­ви­сты». Баку­нин писал:

«Мы хотим пере­стройки обще­ства и объеди­не­ния чело­ве­че­ства не сверху вниз, при посред­стве какого бы то ни было авто­ри­тета и с помо­щью соци­а­ли­сти­че­ских чинов­ни­ков, инже­не­ров и других офици­аль­ных учёных; мы хотим пере­стройки снизу вверх, путём свобод­ной феде­ра­ции осво­бож­дён­ных от ярма госу­дар­ства рабо­чих ассо­ци­а­ций всех видов».

По сути своей это была анар­хи­че­ская программа. Госу­дар­ство для Баку­нина и баку­ни­стов — апри­ор­ное зло, и только свобод­ная феде­ра­ция общин, ассо­ци­а­ций, арте­лей может постро­ить идеаль­ное обще­ство буду­щего.

Из этого исхо­дила и критика марк­сизма «слева»: если несо­зна­тель­ный проле­та­риат осво­бо­дить путём поли­ти­че­ской рево­лю­ции и созда­ния нового, «проле­тар­ского» госу­дар­ства, то при недо­ста­точ­ной осознан­но­сти пока недо­зрев­шего рабо­чего класса этим госу­дар­ством будут управ­лять «учёные» — интел­ли­генты и идео­логи, а сама машина госу­дар­ства станет господ­ству­ю­щей бюро­кра­тией.

Шарж на 200-летие со дня рожде­ния Баку­нина. 2014 год

Впослед­ствии эту критику транс­ли­ро­вали соци­а­ли­сты всех мастей, глядя на разви­тие моло­дого совет­ского госу­дар­ства.

Но первым её выска­зал Баку­нин, ещё не имея перед глазами реаль­ной прак­тики русских марк­си­стов.

Удиви­тель­ный вклад нашей циви­ли­за­ции в миро­вой соци­а­лизм: Россия невольно спро­во­ци­ро­вала митинг, создав­ший Интер­на­ци­о­нал, а русский Баку­нин уже внутри него крити­ко­вал буду­щий русский же опыт госу­дар­ствен­ного стро­и­тель­ства.

Раскол

На 3-м конгрессе Интер­на­ци­о­нала в Брюс­селе в 1868 году «антиав­то­ри­тар­ные коллек­ти­ви­сты» ещё коопе­ри­ро­ва­лись с марк­си­стами, приняв вместе резо­лю­цию о коллек­ти­ви­за­ции шахт и рудни­ков, желез­ных дорог, пахот­ных земель и других средств произ­вод­ства.

Они тогда ещё вместе проти­во­сто­яли прудо­ни­стам, а вот на следу­ю­щем конгрессе в Базеле в 1869-м уже нача­лась конфрон­та­ция: Баку­нин пред­ло­жил резо­лю­цию об отмене права насле­до­ва­ния, Маркс высту­пил против.

По подсчё­там иссле­до­ва­те­лей, 63% деле­га­тов на том конгрессе можно отне­сти к «антиав­то­ри­тар­ному» лагерю; есте­ственно, резо­лю­ция Баку­нина была принята боль­шин­ством.

Михаил Баку­нин высту­пает перед членами Первого интер­на­ци­о­нала в Базеле в 1869 году

Дальше пошли споры на реги­о­наль­ных съез­дах и публи­ци­сти­че­ские дискус­сии по вопро­сам участия в выбо­рах и франко-прус­ской войны.

Маркс считал, что победа Герма­нии в этой войне — не такое уж и плохое собы­тие, ведь разви­ва­ю­ща­яся эконо­мика Герма­нии вместе с немец­ким рабо­чим движе­нием только уско­рит рево­лю­ци­он­ные процессы в Европе.

Фран­ко­фил Баку­нин не мог поддер­жать такую точку зрения и звал своих сторон­ни­ков на барри­кады и немед­лен­ную соци­аль­ную рево­лю­цию во Фран­ции.

Конфликт всту­пил в личную фазу. Даже внешне похо­жие друг на друга Маркс и Баку­нин не могли ужиться в одном Интер­на­ци­о­нале. Ещё за двадцать лет до конфликта, по свиде­тель­ству Баку­нина, во время его первой эмигра­ции и знаком­ства с Марк­сом наме­ти­лись их разли­чия:

«Мы довольно часто виде­лись друг с другом, потому что я очень уважал его за его страст­ную и серьёз­ную предан­ность делу проле­та­ри­ата, хотя всегда с приме­сью личного тщесла­вия; я с инте­ре­сом слушал его разго­воры, всегда поучи­тель­ные и умные, если только они не вдох­нов­ля­лись жалкой злобой, что к сожа­ле­нию, бывало очень часто. Однако между нами нико­гда не было полной близо­сти; наши темпе­ра­менты не пере­но­сили этого. Он назы­вал меня санти­мен­таль­ным идеа­ли­стом и был прав; я его назы­вал мрач­ным, веро­лом­ным, тщеслав­ным чело­ве­ком и тоже был прав».

Пора­же­ние Париж­ской Коммуны, в кото­рой участ­во­вало немало членов «антиав­то­ри­тар­ного» крыла Интер­на­ци­о­нала, позво­лило Марксу восполь­зо­ваться ситу­а­цией и прове­сти в 1872 году 5-й Гааг­ский конгресс, куда он провёл много своих сторон­ни­ков. Конгресс исклю­чил из Интер­на­ци­о­нала Баку­нина и прого­ло­со­вал за пере­нос Гене­раль­ного совета в Нью-Йорк — подальше от влия­ния неста­биль­ной поддержки евро­пей­ских секций.

Кари­ка­тура. Надписи:«Маркс исклю­чает Баку­нина из 1-го соци­а­ли­сти­че­ского Интер­на­ци­о­нала в 1872 году.– Ты, тупой анар­хист!

– Сам ты тупой… немец!»

Такие реше­ния взорвали Интер­на­ци­о­нал изнутри. Центром оппо­зи­ции Марксу стала Юрская феде­ра­ция (то есть швей­цар­ская — по назва­нию горного массива Юра в Швей­ца­рии), но возму­ти­лись авто­ри­та­риз­мом марк­си­стов и секции других стран. В итоге Юрская феде­ра­ция созвала собствен­ный конгресс, где обви­нила Гене­раль­ный совет в превы­ше­нии полно­мо­чий.

За несколько меся­цев против Генсо­вета высту­пило множе­ство итальян­ских, испан­ских, фран­цуз­ских, бель­гий­ских и других секций. Генсо­вет не стал идти на компро­мисс и исклю­чал оппо­нен­тов из рядов орга­ни­за­ции. До тех пор, пока не стало очевидно: с таким малым числом сторон­ни­ков общее дело уже беспо­лезно.

В июле 1876 года в Фила­дель­фии Первый интер­на­ци­о­нал само­рас­пу­стился.

Баку­ни­сты, однако, не считали себя исклю­чён­ными. Они провели собствен­ный конгресс «правиль­ного» Интер­на­ци­о­нала в Женеве в 1873 году.

Устав был пере­смот­рен, Гене­раль­ный совет распу­щен, а боль­шое пред­ста­ви­тель­ство (23 деле­гата из 7 наци­о­наль­ных феде­ра­ций) могло внушать ощуще­ние победы.

Победа была пирро­вой: общее недо­воль­ство давле­нием Маркса было плохим фунда­мен­том для объеди­не­ния, а зара­зить рабо­чее движе­ние анар­хиз­мом и поднять массо­вые восста­ния за несколько лет так и не вышло.

Кроме этого, анар­хист­ский Интер­на­ци­о­нал очень быстро лишился хариз­ма­ти­че­ского лидера. Михаил Баку­нин, чувствуя уста­лость после многих лет рево­лю­ци­он­ного пути, удалился на покой.

В 1876 году он умер.

Несклон­ные к центра­ли­за­ции анар­хи­сты без авто­ри­тет­ного и энер­гич­ного мысли­теля во главе стали разбре­даться, и общая деятель­ность Интер­на­ци­о­нала к началу 1880-х годов сошла не нет.

Формально, кстати, Первый интер­на­ци­о­нал суще­ствует до сих пор: создан­ный в 1922 году анархо-синди­ка­лист­ский Берлин­ский интер­на­ци­о­нал проф­со­ю­зов считает себя его преем­ни­ком. Может, Баку­нин всё-таки побе­дил?..

Источник: https://www.vatnikstan.ru/history/bakunin_vs_marx/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.